Loading....
(А.Цулукидзе. Газета «Коммунист», 4 октября, 1959г. N232)
Нельзя сказать, что спектакль Театра им. Ш.Руставели «Когда такая любовь...» вызвал в зрителе лишь одностороннюю реакцию и оценку. Горячий спор вызвала проблематика пьесы и форма спектакля.


... Намеренно или ненамеренно, но почти каждый герой пьесы задействован в случившейся катастрофе, но их действия не подлежат юридическому кодексу и поэтому остаются безнаказанными.  
Глубокими человеческими чувствами и болью пропитана пьеса современного чешского драматурга Павла Когута «Когда такая любовь...». Наиболее остро поставлена в пьесе тема любви и бракосочетания; при открытии ее замысловатых петлей выявляется человеческая сила и слабость, достоинства и корысть, эгоизм и самоотверженность.    
На первый взгляд, необычная и весьма условная форма у этого всего – у пьесы, у спектакля. Вся драматургия основана на «прыжках во времени» - из настоящего в прошлое, из прошлого в настоящее, и более того: человек выходит на сцену даже после своей смерти – происходит осуждение его действий (условно используется форма судебного расследования). Эти скачки во времени создают драматургическю ось пьесы, но эта весьма условная форма пьесы создает для театр определенную опасность: малейшая неубедительность и все это может стать ужасной ложью. Режиссер Михаил Туманишвили с огромной творческой смелостью, вместе с этим, с подлинной художественной деликатностью объединяет в спектакле содержательно-эмоциональную сторону и сложные составные компоненты, синтезирует их в один фокус. Поиск острых сценических форм всегда было характерной чертой постановок М.Туманишвили; в этой постановке режиссер сделал акцент на вглядывание «в глубь» человека. Тут, четко выявленные режиссерские наброски, ничуть не ограничивают актерское творчество, и между ними возникает редкая гармония. Это представление, в жизни грузинского театра, является важным примером в установлении смелого творческого поиска и современных театральных форм.


Представление развивается с непривычной напряженностью и все его компоненты направлены на раскрытие ключевых моментов. Мизансцены отображают смесь художественности и глубины, в большинстве из которых видна рука великого художника.
Трудно в этом спектакле отделит художника от режиссера, настолько их функции взаимно обусловлены. Дмитрий Тавадзе удивительно чувствует сценический рельеф и достигает огромного эффекта, с помощью совершенно простых средств. Надо отметить, что художник силен именно в таких спектаклях, которые определены обычными театральными возможностями.
В ходе пьесы и спектакля решающую роль играет мужчина, в черной накидке, который является мудрым комментатором всех происходящих на сцене драм и перипетий, «судья совести» и носитель гуманистической тенденции автора. Народный артист Советского Союза Серго Закариад, отказавшись от вида «холодного судьи» и летописца, исполняет роль, с высшей эмоциональной напряженностью, его «судья совести»  сильно держится за бразды жизни героев и выносит на свет их сильные и слабые стороны. С редкой эффективностью подобраны, в ходе действия, режиссером и актером «пункты наблюдателя»; вовремя и тактично занимает С.Закариадзе центр сцены, и так же  вовремя освобождает место действия для главных актеров.
При всех наших убеждениях, мы еще не видели такой могущественной Саломе Канчели, Медеи Чахава, Гурама Сагарадзе, Бадри Кобахидзе, Рамаза Чхиквадзе. Чистотой, жизнерадостностью, целостностью в решении и смелостью характеризуется роль Лиды Матисовой, исполненной  М.Чахава.
Более сильная, лаконичная и личностная Саломе Канчели в роли Лиды Патрусовой. Ее внешнее умение держать себя в руках (для которой у актрисы найдена великолепная форма) глубоко чувствуется в тихих болях, которые проявляются при бытии самой с собой – во время беседы с мужчиной в черной накидке. Талантливая актриса показала истинное мастерство.

Идеален Бадри Кобахидзе в роли Вацлава Карла. В выражении этого расслабленного, устрашенного и флегматичного характера, Б.Кобахидзе нашел настоящий, оригинальный штрих: его реакция ленивая  запоздалая на все.
На концепцию постановки отвечает Стиборова Тамары Тархнишвили, которая показывает лицо матери, честно и эгоистично любящей своего ребенка.
С легким юмором и с чувством ритма спектакля исполняют свои роли К.Саканделидзе (Тошек), Л.Ткавадзе (Грабетова), Р.Чхаидзе (официант).
Это талантливое и гуманистическое детище П.Когута ставит многосторонне интересную проблему своим содержанием и формой. Театр им. Ш.Руставели прекрасно раскрыл идею пьесы, нашел в ней блеск.


Перевод – Ани Чибошвили


Comments/disqusion
No comments