Loading....
                                                                                                                         |Нанука Сепашвили|


Джемал Гаганидзе:

Еще в средней школе я решил стать актером. Сейчас, когда мы встречаемся с одноклассниками, они говорят мне, что я самый счастливый среди них человек (несмотря на то, что  все они неплохо устроились – некоторые из них ученые, некоторые преподаватели...) потому, что воплотил в жизнь все задуманное в детстве.
Я был в 7 классе, когда меня, из-за очередной проделки, классная руководитель выгнала из кабинета. Оказывается, перед выходом я тогда сказа ей: «Уважаемая Елена, придет время, когда вы будете стоять в очереди касс театра, чтоб купить билет на спектакль, в котором я буду принимать участие.» В жизни так случилось, что я попал в театр им. Ш.Руставели. Затем, принял участие в спектакле «Ханума». На этот спектакль всегда было очень сложно купить билет, лишь через перекупщиков. Был случай, когда дочь моей классной руководительницы сказала маме: «Мама, в этом спектакле Джемал участвует, попроси у него билеты!» На что она ответила тогда с юмором, что никогда не сможет этого сделать, т.к. я ее предупреждал, что такое обязательно случится...
Моя мама была педагогом. Я считаю, что, благодаря ей, я настолько полюбил театр. Она всегда водила нас с братом в театр, когда мы были маленькими. Перед моим детским садом проходила магистраль и, когда я замечал машину, перевозящую декорации, сразу выбегал во двор и громко кричал: «Театр, театр!!!»
Одним летом меня отправили в пионерский лагерь. Вожатыми лагеря работали студенты театрального института, среди которых был и Гурам Сагарадзе. Однажды то сказал: «Вроде этот наш человек». Так начались мои «театральные дела». Когда мы вернулись из лагеря, Гурам пригласил меня на свой спектакль. Так я впервые приоткрыл двери в театр.


   В то время школы перешли на одиннадцатилетнее обучение, а в театральном не каждый год проходили вступительные экзамены, оставшись в школе, мне пришлось бы пропустить один год. Поэтому я поехал учиться в Саингило (Азербайджан), где учились 10 лет. Этот год был для меня годом свободы. Я создал школьные театр, где сам писал пьесы и ставил спектакли, в которых участвовали ученики и учителя. Спустя год, вернулся в Тбилиси, где и поступил на театральный. По распределению попал в группу к Гиге Лорткипанидзе.
За несколько месяцев до окончания института, совершенно неожиданно, ко мне подошел Михаил Туманишвили, с которым я ранее не был знаком, и сказал, что ставит в театре им. Ш.Руставели спектакль «Доктор философии» и, что ему очень нужны я и Зина Кверечхиладзе. Именно так я и оказался в театре им. Ш.Руставели, где и нахожусь до сих пор. За эти годы театр дал мне все, о чем только может мечтать актер, в том числе и немало премий.          
Естественно, я никогда не забуду о своем дебюте. Хотя, в последующем было очень много запоминающихся ролей, которые сыграли огромную роль в моей дальнейшей творческой жизни. Например, «Бахтриони» в постановке Додо Алексидзе. Затем «В тени метехи», где я сыграл роль Пирузы. Тогда говорили, что я еще никогда так не играл. Я был партнером Серго Захариадзе. Потом были спектакли Роберта Стуруа. «Джемал – мой талисман» - сказал Стуруа в одном из интервью, ведь я был задействован во всех его спектаклях. Я получил государственную Премию за роль в «Кавказском меловом круге» Стуруа. Это была Премия Советского Союза. Были представлены 7 человек – режиссер, художник, композитор и 4 актера, среди которых был и ваш покорный слуга. Все, кто был задействован в «Кавказском меловом круге», были очень счастливыми людьми. Мы участвовали в великолепном, признанном во всем мире спектакле, с которым объездили 30 стран). Я единственный из всех актеров, который сыграл абсолютно во всех спектаклях. Остальные хоть раз, но пропускали.
Когда я начинаю готовиться к новой роли, несмотря на мой огромный опыт, все начинается с нуля.  Правда практика никуда не уходит, но все же все начинается с новой страницы. Я начинаю изучать всю литературу, написанную о пьесе, по которой ставят спектакль. Подсознательно ты уже понимаешь, что должен будешь делать, получится это передать или нет – это уже очень сложный процесс. И вот, когда ты, заранее подготовившись, впервые выходишь на репетиционную сцену, когда знаешь что должен будешь играть и показываешь режиссеру свои задумки – это и есть самый сложный день в жизни актера. «Продашь» или не «продашь», «купит» ли это режиссер.
Очень приятно вспоминать тот период, когда мы часто ездили на гастроли в разные страны мира. Гастроли очень многое мне дали. Вспомню один случай. Нас пригласили в Авиньон (Франция) на театральный фестиваль, где мы были первой труппой, которая исполнила спектакль на иностранном языке. Мы играли «Кавказский меловой круг». Фестиваль открывали французы спектаклем «Король Лир». По истечению 15-20 минут зритель уже не слушал их. Мы подумали, что, если зритель уже не был заинтересован спектаклем, который проходил на французском языке, то у нас точно не получится заинтересовать его, тем более на протяжении более чем 2,5 часов. Но, к счастью и к нашему большому удивлению, зритель полностью был погружен в наш спектакль. После первого акта мы очень волновались вернется ли зритель на второй акт, но волнение было напрасным, т.к. был опять полный зал. Это было настоящей победой. В конце спектакля аплодисменты были нескончаемыми. Когда все ушли, осталось около ста человек, которые оказались грузинами, которые приехали туда из разных стран, чтоб присутствовать на нашем спектакле. Оказывается, они тоже очень волновались за то, как примет нас французский зритель и, из-за этого были разделены среди иностранцев, чтоб аплодировать нам, если французы этого не сделают. К счастью, им этого делать не пришлось. А мы, смотря на это, не могли сдержать своих слез.
Таких историй у меня еще очень много. Много чего случалось с нами. Поэтому я считаю себя очень счастливым человеком. В театре, да и по всей своей дороге искусства я шел с успехом. Если бы все повторилось с начала, даже если не получится ничего добавить, да будет так, пусть повторяется!





Роли, исполненные на сцене театра им. Ш.Руставели:
·         Господин Сим (Б.Нушич «Доктор философии», режиссер – М.Туманишвили)
·         Цицола (Д.Гачечиладзе  «Бахтриони», по мотивам Важа Пшавелы, режиссер Д.Алексидзе)
·         Элгуджа (Г.Хухашвили «Дети моря», режиссер – М.Туманишвили)
·         Мамаука (В.Канделаки «Убитые однажды», режиссер – А.Чхартишвили)
·         Чивер (А.Миллер «Салемский процесс», режиссер – Роберт Стуруа)
·         Розенкранц (У.Шекспир «Гамлет», режиссер – Д.Алексидзе)
·         Какули (Г.Сундукиани «Пепо», режиссер – Д.Алексидзе)
·         Господин Гкоргий (Н.Думбадзе «Солнечная ночь», режиссер – Роберт Стуруа)
·         Арчил Пория (Л.Киачели «Гвади бигва», режиссер М.Туманишвили)
·         Пируза (О.Пипиа «В тени метехи», режиссер Г.Лорткипанидзе)
·         Купец Ткуилкотрианц (А.Цагарели «Ханума», режиссер – Роберт Стуруа)
·         Лаврентий, тесть (Б.Брехт «Квказский меловой круг» режиссер – Роберт Стуруа)
·         Тирелли (У.Шекспир «Ричард III», режиссер – Роберт Стуруа)
·         Кахетинец, муж (Д.Турашвили «Диалоги для двухактовой пьесы», режиссер – Роберт Стуруа)
·         Бог (Б.Брехт «Добрый человек из Сезуана» режиссер – Роберт Стуруа)
·         II черт (У.Шекспир «Макбет», режиссер – Роберт Стуруа )
·         Шалва (Р.Харвуд «Старые клоуны», режиссер – Г.Капанадзе)
·         Бенволио (Н.Иорданов «Убийство Гонсало», режиссер – Г.Гошадзе)
·         Геурка (З.Антонов «Закат солнца в Грузии», режиссер –  Г.Капанадзе)



Звания и награды:
1967 г. –  Заслуженный артист грузинского ССР
1979 г. – Государственная премия СССР
1980 г. – Народный артист Грузинского ССР
1998 г. – Орден почета
2007 г. – Приз имени И.Хвичия «Ипо»
2009 г. – Премия им. К.Марджанишвили
2010 г. – Премия им. И.Хвичия
В 2011 году у входа в театр им. Ш.Руставели открылась звезда Джемала Гаганидзе







Перевод – Ани Чибошвили

Comments/disqusion
No comments